Облака вырастут на коронакризисе

6 417
Оглавление
По данным «ТМТ», рост облачного потребления в России в I полугодии этого года обеспечивали новые заказчики, простимулированные вынужденным переходом на удаленный формат работы — в том числе крупные корпорации и госорганизации. «Несколько снизившуюся, но по-прежнему обгоняющую темпы роста ИТ-рынка динамику облаков обеспечивает резкий скачок спроса на быструю масштабируемость мощностей без увеличения капитальных затрат в период самоизоляции. В то же время сохраняется и усиливается курс на оптимизацию издержек (в том числе на ИТ-инфраструктуру)», — говорится в исследовании.

В 2019 г. основными тенденциями рынка были консолидация крупных игроков, расширение облачного ассортимента и политика импортозамещения в части потребления ИТ-решений. В долгосрочной перспективе облака, считают аналитики «ТМТ», позволят достаточно быстро решать задачу модернизации ИТ-инфраструктуры бизнеса и государства. Наибольший объем потребления они наблюдают со стороны ритейла, финансового сектора, промышленных предприятий, отраслей связи и ИКТ. «Ускоренную динамику демонстрируют в первом полугодии 2020 г. государственные структуры, прежде самый консервативный сегмент облачных заказчиков. Более 63% рынка публичных облачных услуг формирует сегмент SaaS. Треть рынка приходится на сегмент IaaS, где за последний год существенно усилился уровень конкуренции», - отмечается в тексте «ТМТ».

Объем рынка SaaS вырос в 2019 г. на 26% до 46 млрд руб. Доминирующими сегментами оставались ПО для бухучета, формирования отчетности в налоговые органы и электронного документооборота и ПО для телефонии (виртуальные/облачные АТС, виртуальные call-центры), а лидерами — «СКБ Контур», Softline и Mango Telecom. В 2020 г. основным драйвером становится рост спроса на виртуальные (облачные) АТС, виртуальные контакт-центры и call-центры, а также офисное ПО — ввиду массового перехода на удаленный формат работы и смещения фокуса на эффективные онлайн-коммуникации, объясняют специалисты «ТМТ».

По информации компании, рынок IaaS в 2019 г. достиг 23 млрд руб. при росте на 38%. Усилению динамики здесь способствовало активное продвижение услуг ряда крупных игроков, обладающих широкими инвестиционными возможностями, необходимой ИКТ-инфраструктурой и компетенциями. Лидерами по выручке от IaaS стали облачный бизнес ПАО «МТС", ПАО «Ростелеком» и Dataline (суммарная доля — 35%). Высокой динамике сегмента IaaS в 2020 г. способствует резкий всплеск спроса на вычислительные мощности на фоне активизации дистанционных форматов ведения бизнеса и потребления в I полугодии 2020 г.

В пятилетней перспективе «ТМТ» прогнозирует среднегодовой темп роста на рынке публичных облачных услуг на уровне 22%. Объем рынка к 2024 г. увеличится более чем в 2,5 раза и достигнет 198 млрд руб. Основным сегментом рынка публичных облачных услуг останется SaaS, на него будет приходиться 60% рынка. При этом среднегодовой темп роста IaaS составит 25%, и к 2024 г., с учетом новых драйверов и сохранения приоритета задач «Цифровой экономики». Его объем увеличится в 3 раза.

«Форс-мажорная ситуация, сложившаяся в экономике в 2020 г., подтвердила актуальность и востребованность эластичной облачной модели с точки зрения оптимизации затрат (в первую очередь, снижения CAPEX), а также высокую потребность в производительности по запросу для более быстрого перехода к цифровым форматам доставки продуктов и услуг», — сказано в исследовании «ТМТ».

Динамика потребления облачных сервисов МТС показывает стабильный рост, говорит директор облачного бизнеса МТС Олег Мотовилов: «Бизнес переходит в облака, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на перемены, которые становятся все быстрее и разнообразнее. В марте-апреле этого года число новых клиентов облачных услуг нашей компании выросло почти в два раза по сравнению с мартом-апрелем прошлого года». Помимо виртуальной вычислительной инфраструктуры востребованы виртуальные рабочие места (VDI), сервисы контейнеризации и высокоскоростные вычисления на графических процессорах GPU.

Период самоизоляции во время пандемии коронавируса вынудил многие компании попробовать облачные сервисы. Спрос подрос на услуги видеоконференций, удаленного доступа, дистанционного образования. Количество заказов у «Ростелеком ЦОД» практически удвоилось. «Сильнее всего спрос повысился на IaaS-сервисы», - отметил представитель пресс-службы «Ростелекома». В целом цикл сделок в компании сократился с нескольких месяцев до нескольких дней, выручка в карантинный период росла более чем на 15% в месяц.

Gartner прогнозирует рост облачного рынка в 2020 г. на 17%, Statista - на 12,4%. «Пандемия и экономический кризис, скорее всего, ускорят тренд. Компании будут искать эффективные решения для оптимизации бизнес-процессов, которые можно внедрить быстро и без значительных затрат», - сказала заместитель гендиректора по маркетингу B2B-Center Екатерина Ильвовская. За первое полугодие этого года объем клиентских электронных закупок в компании вырос на 22%, а трафик — на 17%.

По словам директора по маркетингу «СКБ Контура» Любови Федюшиной, остро выросла потребность в юридически значимом электронном документообороте и электронных подписях. «Кроме того, вырос спрос на удаленное финансирование сделок: мы отметили рост в 2,5 раза количества профинансированных поставок на нашей факторинговой площадке», — рассказала она.

В МТТ в первую очередь выросло потребление услуг виртуальной телефонии, SIM-карты, FMC, записи разговора, интеграции с CRM.

В «MANGO OFFICE» заметили, что компании, которые подключались во время карантина не только не прекращают пользоваться облачными сервисами после возвращения в офисы, но и наращивают потребление. «На профилях таких клиентов начиная со второго-третьего месяца заметно увеличивается количество дополнительных услуг — сверх базовых. Появляется интерес к полноценному UC, к инструментам контроля сотрудников на линии - например, к речевой аналитике, к инвентарю martech», - говорит менеджер по продуктовому маркетингу «MANGO OFFICE» Елизавета Артамонова.

Руководитель направления развития облачных технологий Softline Юрий Новиков считает, что облачные сервисы уже новая реальность. Смена парадигмы работы бизнеса сделает спрос на облака не просто устойчивым, а нарастающим.

На российском рынке enterprise заказчику больше нравятся приватные и гибридные инфраструктуры, наблюдает директор по инновационному развитию компании «Онланта» (входит в группу «Ланит») Олег Коновалов. «Их доля явно будет увеличиваться, при этом сегмент SMB наращивает потребление публичных сервисов из-за легкости получения таких услуг и отсутствия капитальных затрат. При повышенном спросе сервисы облачных провайдеров становятся интереснее и сложнее, а параметры SLA - жестче. Уверен, что эти факты только способствуют дальнейшему росту», — сказал он.

Представитель «Онланты» ожидает, что процесс консолидации облачного рынка будет наблюдаться несколько лет. «Рынок публичного IaaS через какое-то время останется в руках глобальных провайдеров, а нишевые облачные продукты будут в ассортименте компаний узкой специальности», - прогнозирует он. Такое развитие событий может открыть интересные коллаборации между существующими игроками. У бизнеса сложилось более комплексное понимание возможностей облаков как с точки зрения гибкости использования, так и выгоды, поэтому повышение спроса точно будет, убежден Олег Коновалов, как минимум из-за успешного опыта быстрой организации удаленных форматов коммуникации.

«Если вычислить глубину проникновения облачных технологий через сопоставление объема мирового облачного рынка с мировым ВВП и сравнить с соответствующей величиной для России, то становится очевидно, что у российских облаков есть потенциал пятикратного роста - до 100 млрд руб. в год для сегментов Iaas и Paas», - говорит руководитель Техносерв Cloud Михаил Блинов.

Исполнительный директор Stack Group Евгений Горохов ожидает, что рост рынка облачных услуг будет на уровне 20-30% до конца года. С ним согласен первый заместитель гендиректора DataLine Алексей Севастьянов. «Тренд по увеличению спроса на облачные решения и их потребление будет сохраняться еще на протяжении нескольких лет. При этом мы не прогнозируем резких подъемов — годовой темп прироста будет держаться на обозначенном уровне», — уверен представитель DataLine. Источник: Comnews

Актуальное

21 546
Унифицированные коммуникации в России
Николай Бабкин, руководитель отдела управления продуктами MANGO OFFICE, прокомменировал ситуацию на российком рынке унифицировнаных коммуникаций.
20 009
Мессенджер-маркетинг: шесть советов, как заинтересовать потенциального покупателя

Как сделать так, чтобы потенциальный клиент с интересом открывал сообщения от бренда и был готов пойти по воронке ниже? Несколько рекомендаций от маркетологов MANGO OFFICE.

9 004
Вовлекаем клиента с помощью SMS, мессенджеров, чат-ботов: советы для онлайн-продаж от практиков

В статье на портале Retail.ru специалисты MANGO OFFICE собрали несколько советов, как лучше использовать различные текстовые инструменты на каждом этапе воронки продаж.